Советы психолога: ребенок и компьютер

0
104

Нужен ребенку компьютер или нет, вопрос уже не обсуждается. Как и не обсуждается то, нужны ли нам автомобили, стиральные машины и есть ли на свете медведи и т.д. Компьютер ребенку потенциально нужен – с этим согласны все родители. Но на каких условиях, и в каком возрасте допускать ребенка к этой полезной технике? Объективно одно, что с самого начала надо постараться управлять этим процессом.

Это удобно

Благодаря компьютеру можно освоить новое, не выходя из дома, в темпе, который удобен ребенку. А это комфортно. Компьютер не критикует, он лишь указывает на ошибки, предлагая их исправить и получить конкретный результат. Он не обескураживает, не заставляет краснеть и пугаться, когда что-то не получается. Не вышло? Никто не осудит. Можно повторять шаг за шагом, поднимаясь на новый уровень.

А сколько пользы!

Компьютерные забавы служат сильным импульсом для развития ребенка. Проблемы, с которыми сталкивается малыш в виртуальном мире, активизируют его восприятие, память, внимание, мышление, воображение, обучают работать в быстром темпе и в постоянно меняющихся условиях, развивают волю, терпение, упорство в достижении цели. Компьютерные игры учат ребенка планировать и анализировать свои действия, разрабатывать стратегии и тактики. Ребенок приобретает навыки переживать свой неуспех, исправлять свои ошибки и совершенствовать свои умения. Положительные достижения в игре повышают самооценку, столь необходимую для личностного развития.

Компьютер учит схватывать информацию буквально на лету, воспринимать проблему или задачу в целом и искать пути ее решения. Быстро ориентироваться и быстро действовать и руками, и головой. Быть упорным в хорошем смысле слова, делая попытку за попыткой и идти к своей цели.

Так же есть огромное количество обучающих компьютерных игр по различным направлениям и тематикам, ориентированных на разный возраст. Они просты и интересны не только для детей, но и для педагогов и родителей.

Ложка дегтя

Как мы уже разобрались, компьютерные игры способствуют развитию ребенка, но это происходит в очень узком диапазоне жизни и отнюдь не означает, что ребенок начнет лучше учиться и быстрее осваивать учебный материал. По ряду причин, компьютерные игры могут иметь прямо противоположный эффект. Речь идет о зависимости. Подчас ничто не может отвлечь ребенка от компьютера. Он испытывает чувство тревоги, становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, озлобленным. Зачастую может нарушаться сон. Могут сниться кошмары. Подобное общение ребенка с компьютером делает его замкнутым, он не может сосредоточиться на учебе. Так же это сказывается на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять внимание спорту, физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье за экраном компьютера.

Компьютер создает иллюзию общения, но не приводит к навыкам настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Таким образом, ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка психологическую зависимость.

Когда и сколько

В учебных целях допустимо использовать компьютер после шести лет. Именно в этом возрасте, при правильном воспитании ребенка, закончено формирование основных структур личности. Малыш уже познакомился с самим собой – чувствует свой самообраз. Уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, развил свои реальные способности и таланты, имеет опыт сострадания, сопереживания, сорадости. Только в этом случае тщательно отобранные родителями компьютерные образы не принесут вреда физическому и психологическому здоровью детей и могут быть действительно использованы для развития ребенка.

В Японии принято не допускать ребенка к телевизору и тем более к компьютеру до 2 лет. Считаю подобную практику правильной, т.к. это время для любви и заботы, тактильного контакта с родителями, период, когда закладывается все самое позитивное и доброе.

Итак, сколько же времени проводить ребенку с компьютером?
Для детей от 6 до 12 лет – 30 минут в день, но не ежедневно.
Для детей от 12 до 14 – 1 час в день, но не ежедневно.
Для детей от 14 до 17 лет 1,5 часа в день.

Причины возникновения компьютерной зависимости:

— Самая главная причина – отсутствие самоконтроля у ребенка.

— Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

— Ребенок не знает понятия сотрудничества, его не научили советоваться, а значит, слушать и слышать советы и рекомендации.

— Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него. Ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

— Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог.

— Неуверенность ребенка в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

— Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумении организовать свой досуг.
Чрезмерное увлечение компьютером является индикатором состояния ребенка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?

— Будьте для своего ребенка авторитетом. Решите вопрос реального общения, пусть все самое полезное и интересное он узнает от вас, а не в виртуальном мире.

— Четко объясните ребенку, когда и сколько можно играть за компьютером. Договоритесь и не отступайте от правил.

— Объясните ребенку, почему нельзя часами сидеть у экрана. Научите его полезным упражнениям для разгрузки усталых глаз и спины. Покажите пример – займитесь вместе.

— Ребенок не станет часами сидеть у экрана, если у него есть друзья, с которыми можно подвигаться и поиграть.

— Если вам хочется отдохнуть, не оставляйте ребенка у экрана, придумайте что то такое, чем он охотно займется сам. Рисовать, лепить, собирать конструктор, шить наряды для кукол и т.д. Помогите ребенку найти свои увлечения.

— Приобщайте свое чадо к домашним обязанностям.

— Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов и переживаний.

— Культивируйте семейное чтение и другой семейный досуг.

— Научите ребенка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

— Старайтесь не говорить с ребенком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое понятие добра и зла, хорошего и плохого, развивайте его эмоциональную сферу.

— Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правил, которые установили для ребенка с учетом своих индивидуальных норм.

— Постарайтесь сориентировать юного человечка, чтобы он воспринимал компьютер как удобный и полезный компонент учебы. Компонент интересный, но далеко не единственный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ